В последние полтора года спрос на жилую недвижимость в Москве вырос кратно, что привело к активизации не только покупателей, продавцов и риелторов, но и мошенников. О том, как чаще всего обманывают потенциальных обладателей новых квартир на первичном и вторичном рынках столицы, рассказал Валерий Летенков, генеральный директор «Агентства инвестиций в недвижимость Москвы».
По данным эксперта, самыми опасными сделками являются те, когда покупатель напрямую приобретает объект у продавца. Агентства недвижимости и профессионалы рынка, как правило, не входят в сомнительные операции, поэтому ситуация, когда есть только покупатель и только продавец, является идеальной для мошенников.
Самой распространенной схемой обмана покупателя является невозврат аванса. Стандартный аванс или задаток по Москве составляет 30 тысяч рублей. Как только появляется сумма выше этой отметки, то это повод усилить внимание.
В самом факте задатка нет ничего плохо. Это инструмент, закрепляющий те договоренности, которые были достигнуты между продавцом и покупателем. Если и существуют виды мошенничества с задатками, то это, как правило, больше техническая ошибка на момент составления договора. Задаток или аванс – это внутренний документ, который нигде не фигурирует.
«Отдельно отмечу, что давать аванс или задаток, по нашему опыту, безопаснее компании или риелтору, который представляет интересы продавца», ‒ подчеркивает эксперт.
Еще одним признаком сомнительности может стать то, что продавец после первого же просмотра предлагает сделать задаток. Обычно от первого просмотра до аванса или задатка проходит неделя, не менее. Таким образом, предложение задатка или аванса на первом просмотре – это неспроста.
Больше 50% сделок на рынке происходит без аванса и задатка. Внесение средств обычно требуется, если предложение очень интересное или если сделка многоходовая, то есть «цепочка».
«Также стоит насторожиться, если вторая сторона говорит: Вы о документах не беспокойтесь, мы сами все сделаем, а вам нужно будет только подписать. Документооборот всегда лучше контролировать. Исключением могут быть случаи, когда подготовкой документов занимается хорошее агентство недвижимости. Такая практика достаточно распространена. Но если это говорит сам владелец объекта, то нужен контроль», – предупреждает Валерий Летенков.
Стоит быть готовы и к тому, что смухлевать может и риелтор, когда он есть. В Москве если объект выставляется за 10 млн рублей, это говорит о том, что комиссия риелтора входит в указанную сумму. Если же риелтор говорит покупателю, что его услуги в эту сумму не входят, то это может быть ситуацией, когда посредник хочет взять двойную комиссию. Если такая ситуация произошла, то стоит просить у собственника риелторский договор.
На первичном рынке мошенники пользуются неграмотностью покупателей. Известны случаи подмены договора и изменения отдельных положений соглашения. Поэтому нужно обязательно договора читать, а не надеяться на то, что застройщик обманывать не будет. Например, если документ согласован по электронной почте, то по приезду в офис, распечатанный договор нужно прочитать еще раз.
Ошибки могут быть как преднамеренными, так и непреднамеренными.
«В нашу компанию обратился человек за юридической помощью. Он приобрел квартиру по ДДУ, но в его договоре не было обозначено положение квартиры на этаже – был обозначен просто этаж и площадь. Так, когда ему квартиру показывал застройщик, то ему была показана другая квартира с другим видом и другой планировкой на этом же этаже. Вероятно, что эту ситуацию нельзя назвать мошенничеством, это просто обман», – приводит пример эксперт.
Ранее аналитики заметили, что спрос на аренду жилья в столице возвращается к допандемийному уровню.